МЫ В КОНТАКТЕ МЫ В INSTAGRAM

Раннее речевое развитие ребенка

Память, мышление, внутреннее сознание, понятие окружающего мира зависит от высшего человеческого качества – способности разговаривать. Развитие речи крайне важно для ребёнка. Познавая слово и язык, маленький человек приобретает социальные навыки общения и управления собственными чувствами.

Понятие «речевое развитие» в настоящее время скорее условное и не несёт в себе непреложных стандартов. Развитие каждого ребёнка зависит не только от врожденных индивидуальных качеств, но и от речевой среды, в которой он находится. В совокупности эти факторы несут ответственность за развитие в целом.

И все же, существуют несколько этапов развития речевого функционала, по окончанию которых у ребёнка должны формироваться определённые навыки.

Занятия с логопедом по развитию речи


Этапы развития речи у детей

Детские логопеды и психологи выделяют три основных этапа раннего развития речи:

  • Первый год жизни;
  • от года до трёх лет;
  • дошкольный период.

Первый этап

Важный период знакомства с миром делится на несколько составляющих:

Крик - первый коммуникативный сигнал, который передаётся человеком. С момента рождения ребёнок способен выражать свои ощущения плачем, который до 1 месяца, не несёт в себе тональных различий. На второй месяц жизни новорожденный уже способен по-разному выражать свои требования. Плач от голода существенно отличается от крика, когда ребенок замёрз. Родные малыша это моментально чувствуют.

На 3 месяце жизни интонации плача не только усиливаются, но и совмещаются с активными движениями рук и ног. Ребенок реагируют на усталость, одиночество, яркие игрушки и приятные ощущения совершенно непохожими звуками. Появляется первое «агу», визг и кряхтение. Уже чётко можно различить гласные «а», «о», «у». И глухие согласные «г», «х», «к». С помощью звуков ребенок вполне доступно выражает своё мироощущение. В этот период новорожденный изучает звуки окружающего мира. Внимательно смотрит на говорящего, поворачивает голову в сторону источников шума, прислушивается к словам.

На 4 и 5 месяц начинается первичное речевое развитие. Появляется лепет. Первые организованные сигналы, которые ребёнок способен произнести. Бесконечные «ба-ба-ба» и «та-та-та» не только вызывают теплые эмоции у родных, но и свидетельствуют о том, что с речевым развитием всё в порядке.

На 7-8 месяце дети проявляют адекватную и осмысленную реакцию на речь. Они сопровождают свое понимание жестами и мимикой. Отвечают на примитивные вопросы, например «Где мама?», «Где ляля?». Идет четкое формирование связи образа, слова и ситуации.

К окончанию первого этапа ребёнок произносит свои первые слова. Девочки, как правило, раньше показывают свои речевые способности, на 8-9 месяце. Мальчики чуть позже, на 11-12 месяце. Первые лепетные слова представляют собой простое слоговое сочетание, например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», но вполне осмысленное и направленное на конкретного человека или предмет.

Дети младшего возраста

Второй этап (от 1 года до 3-х лет)

1 год характеризуется пониманием простых предложений и указаний. Ребёнок реагирует на просьбы и охотно их выполняет. Принести мячик, поцеловать маму, помахать ручкой – формируются социальные отношения и, вместе с ними, пополняется словарный запас.

В полтора года ребёнок начинает понимать значение более сложных слов. Часть тела (где носик?), звуки животных и техники (котик – мяу, машина – би-би). Изучение мира продолжается.

К двум годам можно услышать долгожданное первое предложение, состоящее из 2-з слов. «Мама, дай ам» - самая желаемая просьба и большой скачок речевого развития. Примерный словарный запас из 20 слов помогает малышу более точно озвучивать свои желания и ощущения. Повторяя незнакомые слова взрослых, ребёнок активно формирует свой внутренний мир. Он еще не осознает значение многих, но интуитивно запоминает. Произношение простых предложений, чаще требовательного характера, формируют элементарную фразовую речь.

Считается, что если ребёнок до 2,5 лет не употребляет в общении элементарные словосочетания, то его речевое развитие отстаёт от нормы. Такое утверждение не является аксиомой. Каждый случай индивидуален. Молчаливый малыш к 3 годам может выдавать удивительные устные высказывания.

К трехлетию ребёнок уже полноценно общается. Словарный запас 500-1000 слов считается нормой. С его помощью можно не только выражать свои требования, но и описывать предметы и действия. Нарабатывается умение правильно формировать фразы, используя союзы и связывающие частицы. Начинается период «Почему?». На этом этапе важно как можно больше разговаривать с малышом, не оставлять без внимания ни одного вопроса.

С четырех лет ребёнок уже без труда составляет сложные предложения. В речи присутствует множество прилагательных. Второй период развития речи подходит к концу.

Третий этап (дошкольный период от 3-х до 7 лет)

В дошкольном периоде, от 3 до 7 лет, формируется правильное фонетическое произношение звуков и все устные грамматические категории. В 5 лет ребёнок без труда может пересказать понравившуюся историю или событие. Это важное время в развитие логической, связной речи.

Стоит обращать пристальное внимание на неправильное произношение или заглатывание звуков. Если замечания и поправления не помогают, то следует обратиться к логопеду. Важно не пропустить момент, после которого трудно исправить неправильную детскую речь. Замена звуков или картавость могут войти в труднопреодолимую привычку.

Речевая среда

С момента рождения речевому развитию ребёнка необходимо уделять повышенное внимание. Кричащего новорожденного можно успокоить, сопровождая свои действия словами. На подсознательном уровне у ребёнка откладываются интонации и звуки. Впоследствии это проявится в речи.

С ребёнком постарше нужно проговаривать все действия – будь то прогулка или поход по магазинам. Название предметов одежды, цвета, растения на улице, дома и люди - темы для бесед с малышом лежат на поверхности. Не стоит недооценивать их значение. Каждое слово станет уроком правильного фонетического произношения и построения фраз.

Постоянное общение поможет малышу развить правильную речь, тем самым сделать его социально адаптированным. В игровой форме легче объяснять, как правильно общаться с людьми в различных ситуациях. Поход в театр, магазин, на детскую площадку или в гости можно «отрепетировать» с игрушками.

Развитие речи – важный этап формирования самодостаточной личности.

50% скидка На первое занятие
От центра развития ребенка
«РостОК»
Для записи заполните форму: